Цветы зла. Французская поэзия 19 века
Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
V. ВЫВОДЫ



     Но  завтра!   Ужасное   завтра!   Расслабленные,   утомленные   органы,
издерганные нервы, набегающие слезы, невозможность отдаться  систематической
работе - все это жестоко доказывает вам, что вы играли в запрещенную игру
     Безобразная природа, лишенная освещения  предыдущего  дня,  походит  на
грустные остатки пиршества. В особенности поражена воля,  самая  драгоценная
из всех способностей. Говорят - и это, кажется, верно,- что это вещество  не
причиняет никакого физического вреда, во всяком случае, никакого  серьезного
вреда. Но разве можно назвать здоровым человека, непригодного к деятельности
и способного только мечтать, хотя бы все члены  его  и  были  невредимы?  Мы
слишком хорошо знаем природу человека,  и  можем  утверждать,  что  человек,
который с ложкой, варенья может получить все блага земли и неба, не станет и
тысячной  доли  их  добиваться  трудом,   Возможно   ли   представить   себе
государство, все граждане которого опьянялись бы гашишем? Каковы были бы эти
граждане, эти воины, эти законодатели! Даже на Востоке, где употребление его
так распространено,  есть  государства,  в  которых  запрещено  употребление
гашиша,  В  самом  деле,  человеку,  под  страхом  духовного  разложения   и
интеллектуальной  смерти,  не  дозволено  изменять  основные  sqknbh  своего
существования и нарушать равновесие между своими способностями и тою средою,
в которой ему суждено проявлять себя; словом,  не  дозволено  изменять  свое
предназначение,  подчиняясь  вместо  того  фатальным  силам  другого   рода.
Вспомним  Мельмота,  этот  удивительный  прообраз.  Его  ужасные   страдания
заключаются в противоречии  между  его  чудесными  способностями,  мгновенно
приобретенными в сделке с дьяволом, и той обстановкой,  в  которой  он,  как
создание Божие,  осужден  был  жить.  И  никто  из  тех,  кого  он  пытается
соблазнить, не соглашается купить у него на тех  же  условиях  его  страшное
преимущество, В самом  деле,  всякий  человек,  отвергающий  условия  жизни,
продает свою душу. Легко увидеть связь между демоническими образами в поэзии
и живыми существами, предавшимися употреблению возбуждающих средств. Человек
захотел стать богом, но в силу неуловимого нравственного закона он пал  ниже
своей действительной природы, Это душа, продающая себя в розницу.
     Бальзак, несомненно, думал, что нет для человека большего стыда,  более
жгучего страдания, чем отречение от своей воли. Я видел  его  раз  на  одном
собрании, где речь шла о чудесном действии гашиша. Он слушал и  расспрашивал
с удивительным вниманием и оживлением. Люди, знавшие его, поймут,  насколько
это должно было интересовать его. Но идея непроизвольного мышления возмущала
его, Ему предложили давамеска; он рассмотрел его, понюхал  и  возвратил,  не
прикоснувшись  к  нему.  Борьба  между  его  почти  детским  любопытством  и
отвращением к. потере воли изумительно ярко отражалась на его  выразительном
лице. Чувство человеческого  достоинства  победило,  В  самом  деле,  трудно
представить себе, чтобы  этот  теоретик  воли,  этот  духовный  близнец  Луи
Ламбера,  согласился  потерять  хоть  малейшую  частицу   этой   драгоценной
субстанции.
     Несмотря на удивительные услуги, оказанные эфиром  и  хлороформом,  мне
кажется,  что  с  точки  зрения  спиритуалистической  философии   такое   же
нравственное осуждение применимо ко всем современным  изобретениям,  которые
стремятся уменьшить человеческую свободу  и  неизбежное  страдание.  Не  без
некоторого восхищения слушал я однажды офицера, рассказавшего мне о  тяжелой
операции, которая была сделана одному французскому генералу в ЭльАгуате и от
которой этот последний умер, несмотря на хлороформ. Этот генерал  был  очень
храбрым человеком  и  даже  более  того  -  одною  из  тех  душ,  к  которым
естественно   применяется   понятие   рыцарства.   "Ему   нужен    был    не
хлороформ,сказал офицер,- а взоры всей армии и полковая музыка. Тогда,  быть
может, он был бы спасен!"  Хирург  не  разделял  мнения  этого  офицера,  но
полковой капеллан придел в восхищение от него.
     Было  бы  излишне  после  всех  этих  соображений  распространяться   о
безнравственном характере гашиша.
     Сравню ли я его с самоубийством, с медленным  самоубийством,  с  всегда
отточенным и всегда окровавленным смертоносным оружием,-  ни  один  разумный
человек не сможет возразить мне.  Уподоблю  ли  я  его  чародейству,  магии,
пытающимся,  с  помощью  таинственных  исцеляющих  средств,   ложность   или
действенность  которых  одинаково  нельзя  доказать,-   достигнуть   власти,
недоступной человеку или доступной лишь тому, кто признан достойным ее,-  ни
одна thknqntqjh настроенная душа не отвергнет этого сравнения. Если  Церковь
осуждает магию и колдовство, то  именно  потому,  что  они  восстают  против
предназначений  Божьих,  не  признают  работу  времени  и   делают   лишними
нравственность  и  чистоту;  тогда  как  она,  Церковь,  считает  законными,
истинными только те сокровища, которые приобретены усилиями доброй воли.  Мы
называем мошенником игрока,  который  нашел  способ  верного  выигрыша;  как
назовем мы человека, который хочет за несколько грошей купить себе счастье и
гениальность?  Тут   сама   безошибочность   средства   указывает   на   его
безнравственность, как предполагаемая безошибочность магии налагает  на  нее
адскую печать,
     Нужно ли прибавлять, что гашиш, как все  одинокие  наслаждения,  делает
личность бесполезной для общества, а общество лишним для нее, побуждая ее  к
постоянному самовосхищению, толкая ее изо дня в день к краю  той  сверкающей
бездны, в которой она находит свое отражение - отражение Нарцисса.
     Но, быть может, взамен своего достоинства,  честности  и  свободы  воли
человек   может   извлечь   из   гашиша   большие   духовные   преимущества,
воспользоваться им, как своего  рода  мыслительным  механизмом,  как  ценным
инструментом? Вот вопрос, который мне часто приходилось слышать, и я  отвечу
на него,
     Во-первых,  как  я  уже  обстоятельно  разъяснил,  гашиш  пробуждает  в
человеке только то, что  составляет  содержание  его  собственной  личности.
Правда, это содержание его личности является  здесь  как  бы  возведенным  в
гигантскую степень и развернутым  до  своих  высших  пределов,  а  так  как,
несомненно, воспоминание о пережитом не  исчезает  по  окончании  оргии,  то
надежды этих утилитаристов кажутся с первого взгляда не лишенными  некоторых
оснований. Но я попрошу их обратить внимание на то, что  мысли,  из  которых
они рассчитывают извлечь такую пользу,  в  действительности  отнюдь  не  так
прекрасны, как они представляются во время опьянения, когда они были покрыты
волшебной мишурой, Они тяготеют скорее  к  земле,  чем  к  Небу,  и  обязаны
значительной долей своей красоты тому нервному возбуждению, той жадности,  с
какой наш разум набрасывается на них. К тому  же,  эта  надежда  вертится  в
порочном кругу: допустим даже на минуту, что гашиш действительно  дает  или,
по крайней мере, усиливает творческую способность, но ведь они забывают  при
этом, что в природе гашиша лежит ослабление воли  и,  таким  образом,  он  с
одной стороны дает то, что с другой стороны отнимает, а именно  -  фантазию,
но  без  способности  воспользоваться  ею.  Наконец,  представив  себе  даже
человека, настолько  ловкого  и  сильного,  что  он  может  избегнуть  такой
альтернативы, нужно подумать еще  об  одной  опасности  -  роковой,  ужасной
опасности,  -  связанной  со  всякими  привычками.  Всякая  привычка   скоро
превращается в необходимость. Кто прибегает к яду, чтобы мыслить, вскоре  не
сможет мыслить без яда. Представляете ли вы себе  ужасную  судьбу  человека,
парализованное воображение  которого  не  может  более  функционировать  без
помощи гашиша или опиума?
     В  философских  исследованиях  человеческий  разум,  подражая  движению
звезд, должен описать кривую, которая возвращает его  к  точке  отправления.
Сделать заключение значит завершить  круг.  Я  говорил  уже  вначале  о  том
удивительном qnqrnmhh, в  которое  человеческий  дух  повергается  верховной
благодатью; я сказал, что  стремясь  окрылить  свои  надежды  и  унестись  в
бесконечность, человек проявлял во всех странах и во все времена, горячечное
влечение ко всякого рода снадобьям,  не  исключая  и  вредоносных,  которые,
возбуждая его существо, могут на мгновение  приоткрыть  ему  временный  рай,
предмет всех его вожделений; этот мятущийся дух, бессознательно уносящийся к
пределам самого ада, свидетельствовал  таким  образом  о  своем  первородном
величии. Но человек не настолько  беспомощен,  не  настолько  лишен  честных
средств для достижения Неба, чтобы ему необходимо было прибегать для этого к
разным снадобьям и к колдовству; ему вовсе  нет  надобности  продавать  свою
душу, чтобы заплатить за опьянительные ласки и  благосклонность  гурий.  Что
такое рай, купленный ценою вечного блаженства? Я представляю  себе  человека
(назовем ли мы его брамином, поэтом или христианским философом)  на  вершине
духовного Олимпа; вокруг него - музы Рафаэля и Мантеньи, поддерживая  его  в
продолжительных постах и усердных молитвах, предаются благороднейшим танцам,
обращают  к  нему  самые  нежные  взгляды,   самые   ослепительные   улыбки;
божественный  Аполлон,  покровитель  всякого  знания  (Аполлон  Франкавиллы,
Альберта Дюрера, Гольциуса или еще  какого-нибудь  художника  -  не  все  ли
равно? Разве  нет  своего  Аполлона  у  каждого  человека,  который  достоин
этого?), ласкает своим смычком  самые  тонкие  струны  его  души.  Внизу,  у
подножия горы, среди терний и грязи стадо  человекообразных  корчит  гримасы
наслаждений, испускает рев - под влиянием ядовитого зелья; и поэт со скорбью
говорит  себе:  "Эти  несчастные,  не  знавшие  ни  поста,  ни   молитвы   и
отказавшиеся от искупительного  труда,  надеются  посредством  черной  магии
сразу подняться на сверхъестественную высоту. Магия издевается  над  ними  и
зажигает для них огни ложного счастья и ложного просветления; между тем  как
мы,  поэты  и  философы,  достигли  возрождения  души   упорным   трудом   и
созерцанием;  неустанным  упражнением  воли,  благородством  и  постоянством
стремлений  мы  создали  для  себя  сад  истинной  красоты.  Памятуя  слова,
гласящие, что вера  двигает  горами,  мы  сотворили  то  единственное  чудо,
которое ниспослано нам самим Богом!"






Меню сайта
  • Главная страница
  • Шарль Бодлер
    • Цветы зла
      • Предисловие
      • Благословение
      • Альбатрос
      • Полет
      • Соответствия
      • Люблю тот век
      • Маяки
      • Больная муза
      • Продажная муза
      • Дурной монах
      • Враг
      • Неудача
      • Предсуществование
      • Цыганы
      • Человек и Море
      • Дон Жуан в аду
      • Воздаяние гордости
      • Красота
      • Идеал
      • Великанша
      • Маска
      • Гимн Красоте
      • Экзотический аромат
      • Шевелюра
      • Тебя, как свод ночной
      • Ты на постель свою
      • Sed поп satiata
      • В струении одежд
      • Танцующая змея
      • Падаль
      • De profundis clamavi
      • Вампир
      • С еврейкой бешеной
      • Посмертные угрызения
      • Кошка
      • Duellum
      • Балкон
      • Одержимый
      • Призрак
      • Тебе мои стихи!
      • Semper eadem
      • Вся нераздельно
      • Что можешь ты сказать
      • Живой факел
      • Искупление
      • Исповедь
      • Духовная заря
      • Гармония вечера
      • Флакон
      • Отрава
      • Тревожное небо
      • Кот
      • Прекрасный корабль
      • Приглашение к путеше...
      • Непоправимое
      • Разговор
      • Осенняя мелодия
      • Мадонне
      • Песнь после полудня
      • Sisina
      • Креолке
      • Moesta et errabunda
      • Привидение
      • Осенний сонет
      • Печали луны
      • Кошки
      • Совы
      • Трубка
      • Музыка
      • Похороны отверженног...
      • Фантастическая гравюра
      • Веселый мертвец
      • Бочка ненависти
      • Старый колокол
      • Сплин
      • Сплин
      • Сплин
      • Сплин
      • Неотвязное
      • Жажда небытия
      • Алхимия скорби
      • Манящий ужас
      • Молитва язычника
      • Крышка
      • Полночные терзания
      • Грустный мадригал
      • Предупредитель
      • Непокорный
      • Далеко, далеко отсюда
      • Пропасть
      • Жалобы Икара
      • Задумчивость
      • Самобичевание
      • Неотвратимое
      • Часы
      • Пейзаж
      • Солнце
      • Рыжей нищенке
      • Лебедь
      • Семь стариков
      • Маленькие старушки
      • Слепые
      • Прохожей
      • Скелет-земледелец
      • Вечерние сумерки
      • Игра
      • Пляска смерти
      • Любовь к обманчивому
      • Средь шума города
      • Служанка скромная
      • Туманы и дожди
      • Парижский сон
      • Предрассветные сумерки
      • Душа вина
      • Вино тряпичников
      • Хмель убийцы
      • Вино одинокого
      • Вино любовников
      • Эпиграф к одной осуж...
      • Разрушение
      • Мученица
      • Осужденные
      • Две сестрицы
      • Фонтан крови
      • Аллегория
      • Беатриче
      • Путешествие на остро...
      • Амур и череп
      • Отречение святого Петра
      • Авель и Каин
      • Литания Сатане
      • Смерть любовников
      • Смерть бедняков
      • Смерть художников
      • Конец дня
      • Мечта любопытного
      • Плаванье
      • Романтический закат
      • Лесбос
      • Проклятые женщины
      • Лета
      • Слишком веселой
      • Украшенья
      • Метаморфозы вампира
      • Чудовище
      • Что обещает ее лицо
      • Гимн
      • Глаза Берты
      • Фонтан
      • Pranciscae meae laudes
      • К портрету Оноре Домье
      • Lola de Valence
      • Тассо в темнице
      • Голос
      • Неожиданное
      • Выкуп
      • Жительнице Малабара
      • На дебют Амины Боскетти
      • Г-ну Эжену Фромантену
      • Веселый кабачок
      • СТИХОТВОРЕНИЯ
    • Маленькие поэмы в прозе
      • Вино и гашиш
        • I. Глава
        • II. Глава
        • III. Глава
        • I. Глава
        • II. Глава
        • III. Глава
        • IV. Глава
      • Поэма гашиша
        • I. ВЛЕЧЕНИЕ К БЕСКОН...
        • II. ЧТО ТАКОЕ ГАШИШ?
        • III. КИТАЙСКИЕ ТЕНИ
          • продолжение
        • IV. ЧЕЛОВЕК-БОГ
        • V. ВЫВОДЫ.
      • Опиоман
        • I. ОРАТОРСКИЕ ПРЕДОС...
        • II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ...
          • продолжение
        • II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ...
        • IV. ТЕРЗАНИЯ ОПИОМАНА
          • продолжение
        • V. ИСКУССТВЕННАЯ РАЗ...
        • VI. ГЕНИЙ-ДИТЯ
        • VII. ДЕТСКИЕ ГОРЕСТИ
        • VIII. ОКСФОРДСКИЕ ВИ...
          • продолжение
        • IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Теофиль Готье
    • Поэзия
      • Поэма женщины
      • Алмаз сердца
      • Кармен
      • Рождество
      • Мансарда
      • венецианский карнавал
      • На берегу моря
      • Дым
      • Первая улыбка весны
      • Тучка
      • Тоска на море
      • Игрушки мёртвой
      • Чайная роза
      • К розовому платью
      • Зимние фантазии
      • Цветок
      • Дворец воспоминаний
      • Симфония ярко-белого
      • Часы
      • Искусство
      • Подвески для сердец
      • Предисловье
      • Последняя мольба
      • Caerulei oculi
      • Камелия и Маргаритка
      • Хороший вечер
      • Загробное кокетство
      • Печальная голубка
      • Аполлония
      • Костры и могилы
  • Артюр Рембо
    • Собрание сочинений
      • Подарки сирот к Ново...
      • Первый вечер
      • Предчувствие
      • Кузнец
      • Солнце и плоть
      • Офелия
      • Бал повешенных
      • Возмездие Тартюфу
      • Венера Анадиомена
      • Ответы Нины
      • За музыкой
      • Завороженные
      • Роман
      • Вы, павшие в боях
      • Зло
      • Ярость кесаря
      • Зимняя мечта
      • Уснувший в ложбине
      • В Зеленом Кабаре
      • Плутовка
      • Блестящая победа у С...
      • Шкаф
      • Богема
      • Голова фавна
      • Сидящие
      • Таможенники
      • Вечерняя молитва
      • Парижская военная песня
      • Мои возлюбленные мал...
      • На корточках
      • Семилетние поэты
      • Бедняки в церкви
      • Украденное сердце
      • Парижская оргия, или...
      • Руки Жанн-Мари
      • Сестры милосердия
      • Искательницы вшей
      • Первые причастия
      • Праведник
      • Что говорят поэту о ...
      • Пьяный корабль
      • Гласные
      • Вороны
      • Воспоминание
      • Мишель и Кристина
      • Слеза
      • Черносмородинная река
      • Комедия жажды
      • Добрые мысли поутру
      • Празднества терпения
      • Юная чета
      • Брюссель
      • Праздник голода
      • Волк под деревом кричал
      • Позор
      • После Потопа
      • Детство
      • Сказка
      • Парад
      • Антика
      • Being Beauteous
      • Жизни
      • Отъезд
      • Королевское утро
      • К разуму
      • Утро опьянения
      • Фразы
      • Рабочие
      • Мосты
      • Город
      • Дорожные колеи
      • Города
      • Бродяги
      • Города
      • Бдения
      • Мистическое
      • Заря
      • Цветы
      • Вульгарный ноктюрн
      • Морской пейзаж
      • Зимнее празднество
      • Тревога
      • Метрополитен
      • От варваров
      • О Нежность!
      • Мыс
      • Сцены
      • Исторический вечер
      • Движение
      • Bottom
      • Чудовищность во всех...
      • Молитва
      • Демократия
      • Fairy
      • Война
      • Гений
      • Юность
      • Распродажа
      • Одно лето в аду
      • Ночь в аду
      • Бред I
      • Бред II
      • Песня самой высокой ...
      • Голод
      • Невозможное
      • Утро
      • Прощанье
  • Поль Верлен
    • "Сатурнические ...
      • Покорность
      • Никогда вовеки
      • Обет
      • Усталость
      • Сон, с которым я сро...
      • Женщине
      • Тоска
      • Парижские кроки
      • Марина
      • Ночной пейзаж
      • Grotesques
      • Закаты
      • Мистические сумерки
      • Сентиментальная прог...
      • Осенняя песня
      • Благословенный час
      • Соловей
      • Женщина и кошка
      • La chanson des ingenues
      • Важная дама
      • Господин Прюдом
      • Серенада
      • Георгин
      • В лесах
      • Цезарь Борджиа
    • Изысканные праздники
    • «Добрая песня»
    • «Романсы без слов»
  • Леконт де Лиль
    • Стихотворения
      • Явление божества
      • ПРИЗРАКИ
      • СЛОНЫ
      • К СОВРЕМЕННИКАМ
      • Возмездие
      • БАГРОВОЕ СВЕТИЛО
      • ЯГУАР
      • Джейн
      • НОСИЛКИ
      • СЛЕЗЫ МЕДВЕДЯ
      • ПОКАЗЧИКИ
      • К УМЕРШИМ
  • Теодор де Банвиль
  • Стефан Малларме
    • Стихотворения
      • Приветствие
      • Рок
      • Прозрение
      • Тщетная мольба
      • Наказанный паяц
      • Окна
      • Обуреваемой страстям...
      • Цветы
      • Весеннее обновление
      • Страх
      • Устав от горького бе...
      • Звонарь
      • Летняя печаль
      • Лазурь
      • Ветер с моря
      • Вздох
      • Милостыня
      • В дар от поэта
      • Святая
      • Послеполуденный отды...
      • Пожаром волосы взмет...
      • Надгробный тост
      • Проза
      • Веер госпожи Малларме
      • Еще веер дочери
      • В альбом
      • В память о бельгийск...
      • Сонет
      • Сонет
      • Рондо
      • ПЕСНИ УЛИЦЫ
      • Записка Уистлеру
      • Романсы
      • Когда сгустилась тьм...
      • Звенящий зимний день
      • В идоложертвенном ли...
      • Сонет
      • Надгробье Эдгара По
      • Надгробье Шарля Бодлера
      • Надгробье
      • Посвящение
      • Посвящение
      • За горизонт безвестн...
      • Унося в пространство...
      • Шелка, чей аромат мы...
      • В твою я повесть не ...
      • Тяжелых облаков серей
      • На имени Пафос я отл...
      • ИРОДИАДА
  • Альфред де Мюссе
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
Форма входа
Поиск
Статистика

Copyright MyCorp © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz