ГОТЬЕ Теофиль [Théophile Gautier, 1811—1872] —
французский писатель. В первый период своего творчества примыкал к
группе романтиков, сторонников Виктора Гюго. Принимал активное участие в
бравурных выступлениях романтической молодежи, в частности, в защите
пьесы Гюго «Эрнани». Знаменитый «красный жилет» Г., его «меровингская»
шевелюра и другие экстравагантности внешности характеризуют живописный
быт романтических кружков (сенаклей). Кружок улицы Дуаннэ особенно
близок молодому Г. [1883]. Его друзья — Жерар де Нерваль, Селестен
Нантейль, Роже де Бовуар, Урлияк, Девериа и другие писатели и художники.
Из их среды рекрутировались те писатели «Молодой Франции» (Les
Jeunes-France), облик которых Готье нарисовал несколько сатирически в
одноименном сборнике своих повестей. Эта экстравагантная молодежь,
вступившая в борьбу с «буржуазией» и «мещанским бытом», составляла в
сущности аполитичную группу буржуазно-аристократической богемы, которую
Жерар де Нерваль назвал «галантной богемой». Творчество Г. первого
периода — типично романтическая поэзия всего «необычайного»,
«чудовищного», «гигантского». Первый сборник стихотворений Г. вышел в
1830 («Poésies»); успеху его повредили политические события. В плане
индивидуалистической юношеской поэзии Г. были и стихотворные сборники —
«Альбертус» (Albertus, 1832) и «Комедия смерти» (Comédie de la mort,
1838) и романы — «Мадмуазель Мопэн» (Mademoiselle de Maupin, 1835),
«Фортунио» (Fortunio, 1838) и др. «Альбертус» — характерный образец
вычурного романтического стиля: эксцентрический сюжет, утрированные
метафоры и антитезы. Это любовная поэма в духе «Мардош» и «Ролла» Мюссэ;
герой ее — «дьявольский и фешенебельный» персонаж, в к-ром байронизм
сочетается с легкомысленностью парижского бульварного фланера. Такой же
тип денди-набаба — Фортунио, герой одноименного романа. В «Комедии
смерти» много мотивов демонического романтизма, характерная
кладбищенская тематика — могилы и лунный свет. Однако в указанных
произведениях и в новеллах с экзотическими и фантастическими по
преимуществу сюжетами встречаются необычные для романтиков пластические
изображения пейзажа или предметов, зачастую переданные в различных
живописных стилях. Среди романтиков Г. особенно культивировал
«живописное изображение». Он стремился «показать» (fairevoir) предмет. Уже в юности он увлекался живописью
(учился в ателье художника Риуля). Все это облегчило переход Готье к
парнасской поэтике, для к-рой особенно характерно пластическое
изображение. Лучший стихотворный сборник Г. — с характерным названием
«Эмали и камеи» (Emaux et camées, 1852) — относится уже к парнасскому
периоду его творчества. Стихотворения этого сборника — мастерские
пластические этюды — уголки пейзажа, натюрморт и т. п. Это — «этюды от
руки», «симфонии в белом мажоре» и т. п. Отныне Г. стремится к
«оптическому ритму», пространственному принципу композиции, которые
являлись обычными для парнасцев. Г. называл себя «человеком, для
которого внешний мир существует». Чувство вещи, характерное для Г.,
сказалось и в его авантюрном романе «Капитан Фракасс», — своего рода
сюите эстампов о веке Людовика XIII, и в «Романе Мумии», где в
изображении Египта за 1 000 лет до христ. эры Г. отошел от фальшивой
декоративности типично романтического восприятия исторических эпох.
Парнасец с 50-х гг., Готье в своем декларативном стихотворении
«Искусство» говорил о мастерстве, считая основным достижением искусства
преодоление материала, устанавливая аналогию между поэзией и пластическими
искусствами: «Ваяй, шлифуй, чекань медали. / Твои витающие сны / На
вечной стали / Да будут запечатлены». Бодлер, посвящая Г. свои «Цветы
зла», назвал его «непогрешимым поэтом», «магом словесного искусства».
Парнасская поэтика Г. была им намечена и в предисловии к «Цветам зла»
Бодлера. В нем он выступает против «поэзии сердца» романтиков, в защиту
«бесстрастной поэзии», против романтической теории непроизвольного
вдохновения и, отрицая искусственное возбуждение (гашиш, морфий и т.
п.), бывшее в моде у демонических романтиков 30-х гг., говорит о волевом
начале поэтического творчества и принципе труда в искусстве. Г. был
одним из ярких представителей теории «искусства для искусства»; он
боролся против «утилитаризма» в поэзии: «все, что полезно, — говорил он,
— уродливо». Художественной реализацией культа искусства явился
эротический роман Г., гимн красоте — «Мадмуазель Мопэн». Он
прокламировал аполитичность, аморализм и крайний формализм в искусстве.
Его любимой формулой было — «все исходит от формы». Принципы искусства
для искусства Г. совпали с требованиями объективности в поэзии у
парнасцев, к которым принадлежали и писатели из радикальной
республиканской буржуазной молодежи, даже социалистической, отошедшей от
общественности после крушения революции 1848 (например Леконт де Лиль).
Но у Г. в его подчеркивании аполитичности поэзии («он ни красный, ни
белый и даже не трехцветный; он никакой, и замечает революцию, когда
пули разбивают стекла» — предисловие к «Первым поэмам», 1832)
сказывается общественный консерватизм и даже буржуазная реакционность.
Этот юношеский тезис последовательно был раскрыт Готье во всем своем
творчестве вплоть до дней Коммуны. — Враг буржуазной промышленной
культуры, Готье вынужден был заниматься журналистикой в прессе,
развивавшейся в то время в широкие капиталистические предприятия. Как
профессионал-журналист (художественный критик) Г. работал с 1836 по день
смерти в «Прессе» Жирардена, затем во «Всемирном монитере» и в
«Официальной газете». Он написал также несколько историко-литературных
книг; самая оригинальная из них — «Гротески» (Grotesques) — посвящена
забытым меньшим поэтам XV—XVII вв. Он дал яркие психологические образы, в
духе критики Сент-Бёва, поэтов — Вийона, Сирано де Бержерака,
Сент-Амана и др. Большой историко-литературный интерес представляет и
его книга «История романтизма». Особое место в творчестве Г. занимают
его книги путешествий — путевые впечатления, красочно изображающие
многообразный пейзаж и предметы искусства, которые ему приходилось
видеть от Египта до России («Путешествие в Россию», «Путешествие в
Испанию», «Италия», «Восток» и другие). Путешествия Г. стоят в одном плане с
экзотическими мотивами его творчества. «Экзотизм в пространстве и во
времени» Г. считал характерной чертой поэтов искусства для искусства. Г.
писал также драмы и либретто балетов. Всего он издал при жизни более 60
книг.
Цветы зла. Французская поэзия 19 века
Приветствую Вас Гость | RSS
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz |