Броккенское привидение
В чудесное ясное воскресенье, в праздник Троицы, поднимемся на Броккен.
Какая ослепительная заря на безоблачном небе! Иногда, однако, апрель
делает свои последние набеги на возрожденную весну и обдает ее своими
капризными ливнями. Взберемся на самую вершину горы; такое утро
наверняка позволит нам познакомиться с знаменитым Броккенским
привидением. Привидение это так долго жило среди языческих колдунов,
столько раз присутствовало при поклонении всякой нечисти, что сердце
его, быть может, развратилось, а вера поколебалась. Прежде всего,
попробуйте перекреститься и посмотреть, захочет ли оно сделать то же
самое, В самом деле, оно перекрестилось; но сеть приближающегося ливня,
застилая очертания предметов, придает ему вид человека, исполняющего
свой долг нехотя или небрежно. Сделайте еще один опыт: сорвите один из
этих анемонов, которые назывались в былое время цветами колдуна и, быть
может, играли роль в этих ужасных, порожденных страхом обрядах. Положите
цветок на этот камень, напоминающий по форме языческий жертвенник,
станьте на колени и, подняв правьте руку, произнесите: "Отче наш, иже
еси на небесех!.. Я, слуга Твой, и это черное привидение, которое
сегодня, в день Троицы, я сделал своим слугою на этот час, мы
поклоняемся Тебе перед этим алтарем, возвращенным истинной вере!"
Смотрите! Привидение тоже срывает цветок и кладет его на .жертвенник;
оно преклоняет колени и воздевает правую руку к Богу, Правда, оно хранит
молчание, но и немые могут служить Богу достойным образом, Быть может,
однако, вы думаете, что это видение, привыкнув издавна к слепому
поклонению, готово послушно следовать предписанию всех возможных культов
и что его неразборчивость отнимает всякую цену у его поклонения. Поищем
другого способа проверить природу этого странного призрака. Каждому
приходилось в детстве испытать какое-нибудь невыразимое страдание,
пройти через беспросветное отчаяние - то молчаливое отчаяние, которое
плачет, спустив на лицо покрывало, как Иудея на римских медалях,
печально сидящая под тенью пальмы. Покройте себе голову в память об этом
великом горе, Броккенский призрак тоже покрыл свою голову, словно у
него человеческое сердце и он хочет передать молчаливым символом
воспоминание о каком-то великом горе, которое не может быть выражено
словами. "Этот опыт является решающим. Вы знаете теперь, что призрак -
это не что иное, как ваше собственное отражение и что, обращая к нему
выражение своих затаенных чувств, вы найдете в нем символическое
зеркало, в котором отражается при свете дня то, что иначе навсегда
осталось бы скрытым". Опиоман также имеет подле себя Сумрачного
Истолкователя, который находится в том же отношении к его уму, как
Броккенское видение к путешественнику. Иногда видение застилается и
искажается бурями, туманами и дождями; точно так же и Таинственный
Истолкователь примешивает иногда к своей отражательной природе некоторые
посторонние черты. "Обычно он говорит только то, что я сам говорил себе
наяву, предаваясь размышлениям, достаточно глубоким для того, чтобы
следы их запечатлелись в моем сердце. Но иногда слова его искажаются,
как и его лицо, и кажутся мне не выражающими того, что я хотел бы
сказать. Ни один человек не может отдать себе полного отчета в том, что
творится во сне. Я думаю, что в целом этот призрак есть верное отражение
меня самого; но время от времени он подвергается влиянию доброго
Фантазуса, бога, царящего над нашими снами". Можно было бы сказать, что
он имеет нечто общее с хором греческой трагедии, который часто выражает
скрытые мысли главного героя,- скрытые от него самого или недостаточно '
уяснившиеся - и открывает перед ним смысл будущего или прошедшего,
чтобы оправдать веления Судьбы или успокоить его душевные муки, словом,
подсказывает несчастному то, что и сам он мог бы сказать себе, если бы
только его сердце оставило ему время для размышлений.Саванналамар
К этой галерее меланхолических картин, широких и волнующих аллегорий скорби, в которых для меня (не знаю, так ли это для читателя, который видит их только в сокращении) заключается столько же музыкальной, сколько и живописной прелести, нужно прибавить еще один отрывок, представляющийся как бы финалом широкой симфонии. "Бог поразил Саванналамар и в одну ночь, низвергнув его с тверди берега, погрузил его, со всеми его еще не пошатнувшимися памятниками и спящим населением, на коралловое ложе Океана. Бог сказал: "Я засыпал пеплом Помпею и на семнадцать веков сокрыл ее от глаз людских; я погружу в воду этот город, но не скрою его. Да послужит он памятником моего непонятного гнева для грядущих поколений, схороненный в лазоревом свете волн, ибо я помещу его под хрустальными сводами моих -южным морей". И часто в тихую, ясную погоду проезжающие моряки видят сквозь толщу прозрачных вод этот безмолвный город, словно сохраняемый под стеклянным колоколом и ясно различают его площади и террасы, могут пересчитать ворота его стен и колокольни церквей. "Огромное кладбище, приковывающее взор, как волшебное отображение человеческой жизни, нерушимо покоится в подводных глубинах, вдали от бурь, раздирающих нашу атмосферу". Много раз, вместе со своим Мрачным Истолкователем, посетил он во сне Саванйаламар в его нетронутом запустении, Вместе заглядывали они на колокольни, где неподвижные колокола напрасно ждали звона, возвещающего о бракосочетаниях; подходили к органам, которые не воспевали более небесных радостей и не оплакивали людских печалей; вместе бродили по безмолвным спальням, где спали вечным сном дети - в то время, как на земле сменилось уже пять поколений. "Они ждут небесной зари,-тихо проговорил Мрачный Истолкователь,- и когда займется эта заря, колокола и органы воспоют песнь ликования, которая откликнется в самом Раю". Потом, обернувшись ко мне, он сказал: "Грустно и печально все это, но если бы не так велико было бедствие, не исполнился бы замысел Божий. Пойми это хорошенько... Мгновенье настоящего не больше математической точки, и даже эта точка успеет исчезнуть тысячу раз прежде, чем мы осознали ее рождение. В настоящем все закончено, и это законченное, конечное бесконечно только в быстроте своего бега к смерти. Но в Боге нет ничего конечного; в Боге нет ничего преходящего; в Боге нет ничего, стремящегося к смерти. А из этого следует, что для Бога нет настоящего. Для Бога настоящее - это будущее, и ради этого будущего он жертвует настоящим человека. Вот почему он действует землетрясениями. Вот почему он поучает страданиями. О, глубоки следы, оставляемые землетрясением! О, глубока (тут голос его загремел, как Sanctus церковного хора), глубока борозда, проводимая страданием. Но не меньше того нужно, чтобы вспахать пашню Господа. На одной ночи землетрясения он выстраивает человеку чудесное жилище на тысячу лет. И на страданиях дитяти выращивает обильную духовную жатву, которую не собрать было бы иначе. Менее острым плугом не поднять было бы каменистую почву. Земле, нашей планете, обиталищу человеческому, нужны сотрясения, и еще нужнее бывает страдание, это могущественнейшее оружие Божье. Да (и при этом он торжественно посмотрел на меня), страдание необходимо таинственным детям земли!"