Цветы зла. Французская поэзия 19 века
Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
I. ВЛЕЧЕНИЕ К БЕСКОНЕЧНОМУ

Тем, кто умеет наблюдать самих себя и запомнить свои переживания,  тем,
кто сумел, подобно Гофману, установить свой духовный  барометр,  приходилось
отмечать в обсерватории своих мыслей ясные периоды, счастливые дни, чудесные
минуты. Бывают дни, когда человек просыпается  юный  и  мощный  духом.  Едва
только веки  его  освобождаются  ото  сна,  смыкавшего  их,  как  перед  ним
развертывается внешний мир  -  в  четком  рельефе,  в  удивительной  ясности
контуров и поразительном богатстве красок. Духовный мир также раскрывает ему
свои  необъятные  владения,  полные  новых  откровений.   Человек,   который
находится в  таком  состоянии,к  сожалению,  редком  и  непродолжительном  -
чувствует себя более одаренным, более справедливым,  более  благородным.  Но
самое  удивительное  в  этом  исключительном  состоянии  ума  и  чувстве   -
состоянии,  которое  я,  без  преувеличения,  могу  назвать  райским,   если
сравниваю его с тяжелой мглой пошлой повседневности,- самое  удивительное  в
нем то, что невозможно уловить видимую  и  поддающуюся  объяснению  причину,
вызывающую его. Быть может, оно является следствием особенного образа жизни,
удовлетворяющего  требованиям  гигиены  и  мудрости?   Это   самое   простое
объяснение, которое приходит в голову; однако приходится признать,  что  это
необыкновенное состояние, это чудо, ниспосланное  высшей,  невидимой  силой,
лежащей вне человека, часто наступает именно после  периода,  когда  человек
злоупотребляет  своими  физическими  способностями.  Или,  может  быть,  это
награда за пламенную молитву и  напряжение  духовных  сил?  Несомненно,  что
упорная напряженность желания, устремление всех духовных сил к Небу могли бы
создать условия, наиболее благоприятствующие  наступлению  такого  душевного
здоровья. Но в  силу  какого  нелепого  закона  наступает  оно  после  самых
преступных оргий воображения, после софистического злоупотребления  разумом,
которое отличается от честного, нормального мышления не меньше,  чем  фокусы
акробата от укрепляющей здоровье гимнастики? Что касается лично меня,  то  я
нахожу более правильным рассматривать это ненормальное  состояние  духа  как
истинную благодать,  как  дарованное  чудом  волшебное  зеркало,  в  котором
человек видит самого себя, но таким, каким он мог бы и должен  был  бы  быть
всегда; это какое-то  небесное  nomemhe,  напоминание  о  гармонии  в  самой
обаятельной  форме.   Существует   школа   спиритуалистов,   имеющая   своих
представителей   в   Англии   и    в    Америке,    которая    рассматривает
сверхъестественные явления - привидения, призраки и т. д. -  как  проявления
божественной  воли,  желающей  пробудить  в  душе  человека  воспоминание  о
невидимых реальностях.
     В  самом  деле,  это  чудесное  и  своеобразное  состояние,  в  котором
уравновешиваются  все  способности,  в  котором  воображение,  несмотря   на
поразительную  силу,  не  увлекает  за  собой  в  опасные  странствия   наши
нравственные чувства, в котором повышенная чувствительность не  страдает  от
больных нервов, толкающих человека либо к преступлению, либо к  отчаянию,это
необыкновенное состояние не имеет предвестников. Оно является внезапно,  как
привидение.  Это   точно   внушение   свыше,   но   внушение,   периодически
повторяющееся,- и если бы  мы  обладали  истинной  мудростью,  мы  могли  бы
извлечь из него уверенность в существовании иной,  лучшей  жизни  и  надежду
приблизиться к ней - путем  упорного  воспитания  нашей  воли.  Эта  острота
мысли, этот экстаз ума и чувств во  все  времена  казались  человеку  высшим
благом. Вот почему, стремясь только к непосредственному наслаждению, которое
дает такое состояние, и не боясь насиловать законы  своей  природы,  человек
искал в естественных науках, в разных снадобьях, в самых грубых напитках и в
самых тонких ароматах - искал во всех странах и во все времена -  магическое
средство которое дало бы ему возможность  унестись,  хотя  бы  на  несколько
часов, из этой юдоли праха  и,  как  говорит  автор  "Лазаря"  -  "мгновенно
овладеть Раем". Ах, человеческие пороки, несмотря на все ужасы, которые мы в
них  усматриваем,   доказывают   (уже   самой   своей   распространенностью)
неудержимое влечение человека к Бесконечному... Но увы! Влечение  это  часто
сбивает с пути!  Можно  было  бы  воспользоваться,  как  метафорой,  избитой
поговоркой "Все дороги ведут в Рим" и применить ее к духовному миру;  все  в
конце концов ведет к награде  или  наказанию,  этим  двум  формам  вечности.
Человеческий дух кипит страстями: их у него -употребляя  другое  тривиальное
выражение - хоть отбавляй, Но этот несчастный дух,  природная  извращенность
которого так же велика, как и  его  непосредственная,  почти  парадоксальная
способность  к  милосердию  и  к  самым  суровым  добродетелям,-  этот   дух
удивительно склонен к парадоксам, которые позволяют ему употреблять  во  зло
избыток его необъятной страсти. Он никогда не желает продавать себя целиком.
Но в своем ослеплении он забывает,  что  играет  с  более  лукавым  и  более
сильным, чем он сам, и что Дух Зла, получив один его волосок, завладеет  его
головой. И вот этот видимый владыка видимого  мира  (я  говорю  о  человеке)
захотел создать себе Рай при помощи фармацевтических средств и  возбуждающих
напитков, уподобляясь маньяку, который вздумал бы заменить солидную мебель и
настоящие сады рисунками на холсте, вставленными в  рамы.  Этим  извращением
влечения к Бесконечному и объясняются, по-моему, все преступные эксцессы: от
уединенного, сосредоточенного опьянения писателя, который вынужденно  прибег
к опиуму для облегчения  физических  страданий  и,  открыв  в  нем  источник
убийственных наслаждений,  сделал  его  светилом  своего  духовного  мира  и
подчинил ему  весь  склад  своей  жизни,  до  самого  последнего  oimhvi  из
предместий, который с душой, объятой пламенем славы и  величия,  валяется  в
грязи на проезжей дороге... Среди  веществ,  способных  создать  то,  что  я
называю Искусственным  Идеалом  -  не  говоря  о  спиртных  напитках,  сразу
приводящих в буйное состояние силы телесные и парализующих духовную силу, об
ароматах,  слишком  частое  употребление  которых  хотя  и   создает   более
утонченную фантазию,  но  постепенно  истощает  физические  силы,-  наиболее
действенными являются  гашиш  и  опиум,  их  сравнительно  легко  достать  и
обращаться с ними довольно просто.  В  этом  очерке  я  намерен  исследовать
таинственные явления и болезненные наслаждения, вызываемые этими веществами,
рассмотреть   неизбежные   последствия,   которые   влечет   за   собою   их
продолжительное  употребление,  и,  наконец,  указать  на   моральное   зло,
вытекающее для человека из столь опасного преследования  ложного  идеала.  У
нас есть уже обстоятельное исследование об опиуме - научное и вместе  с  тем
поэтическое, и столь блестящее,  что  я  не  решился  бы  прибавить  к  нему
что-либо. Я ограничусь тем, что в одном из следующих очерков остановлюсь  на
этой книге, которая целиком никогда не была переведена во Франции. Автор ее,
человек  известный,  обладающий  сильным  и   очень   тонким   воображением,
удалившийся от мира и живущий в тихом уединении, поведал нам  с  трагической
правдивостью о тех наслаждениях и терзаниях, которые он в былые дни  находил
в опиуме,
     Самая  драматическая  часть   его   книги   -   это   рассказ   о   тех
сверхчеловеческих усилиях  воли,  которые  ему  пришлось  употребить,  чтобы
избавиться от проклятия, которое он так неосторожно сам навлек на себя.
     В  настоящем  очерке  я  буду  говорить  только  о  гашише,   пользуясь
многочисленными  исследованиями,  извлечениями  из   записок   и   признаний
образованных людей, более  или  менее  долгое  время  употреблявших  его.  Я
собираюсь объединить в моем труде все эти документы и представить их в  виде
монографии, единым  героем  которой  станет  созданный  мною  тип,  наиболее
удобный для такого рода экспериментов.







Меню сайта
  • Главная страница
  • Шарль Бодлер
    • Цветы зла
      • Предисловие
      • Благословение
      • Альбатрос
      • Полет
      • Соответствия
      • Люблю тот век
      • Маяки
      • Больная муза
      • Продажная муза
      • Дурной монах
      • Враг
      • Неудача
      • Предсуществование
      • Цыганы
      • Человек и Море
      • Дон Жуан в аду
      • Воздаяние гордости
      • Красота
      • Идеал
      • Великанша
      • Маска
      • Гимн Красоте
      • Экзотический аромат
      • Шевелюра
      • Тебя, как свод ночной
      • Ты на постель свою
      • Sed поп satiata
      • В струении одежд
      • Танцующая змея
      • Падаль
      • De profundis clamavi
      • Вампир
      • С еврейкой бешеной
      • Посмертные угрызения
      • Кошка
      • Duellum
      • Балкон
      • Одержимый
      • Призрак
      • Тебе мои стихи!
      • Semper eadem
      • Вся нераздельно
      • Что можешь ты сказать
      • Живой факел
      • Искупление
      • Исповедь
      • Духовная заря
      • Гармония вечера
      • Флакон
      • Отрава
      • Тревожное небо
      • Кот
      • Прекрасный корабль
      • Приглашение к путеше...
      • Непоправимое
      • Разговор
      • Осенняя мелодия
      • Мадонне
      • Песнь после полудня
      • Sisina
      • Креолке
      • Moesta et errabunda
      • Привидение
      • Осенний сонет
      • Печали луны
      • Кошки
      • Совы
      • Трубка
      • Музыка
      • Похороны отверженног...
      • Фантастическая гравюра
      • Веселый мертвец
      • Бочка ненависти
      • Старый колокол
      • Сплин
      • Сплин
      • Сплин
      • Сплин
      • Неотвязное
      • Жажда небытия
      • Алхимия скорби
      • Манящий ужас
      • Молитва язычника
      • Крышка
      • Полночные терзания
      • Грустный мадригал
      • Предупредитель
      • Непокорный
      • Далеко, далеко отсюда
      • Пропасть
      • Жалобы Икара
      • Задумчивость
      • Самобичевание
      • Неотвратимое
      • Часы
      • Пейзаж
      • Солнце
      • Рыжей нищенке
      • Лебедь
      • Семь стариков
      • Маленькие старушки
      • Слепые
      • Прохожей
      • Скелет-земледелец
      • Вечерние сумерки
      • Игра
      • Пляска смерти
      • Любовь к обманчивому
      • Средь шума города
      • Служанка скромная
      • Туманы и дожди
      • Парижский сон
      • Предрассветные сумерки
      • Душа вина
      • Вино тряпичников
      • Хмель убийцы
      • Вино одинокого
      • Вино любовников
      • Эпиграф к одной осуж...
      • Разрушение
      • Мученица
      • Осужденные
      • Две сестрицы
      • Фонтан крови
      • Аллегория
      • Беатриче
      • Путешествие на остро...
      • Амур и череп
      • Отречение святого Петра
      • Авель и Каин
      • Литания Сатане
      • Смерть любовников
      • Смерть бедняков
      • Смерть художников
      • Конец дня
      • Мечта любопытного
      • Плаванье
      • Романтический закат
      • Лесбос
      • Проклятые женщины
      • Лета
      • Слишком веселой
      • Украшенья
      • Метаморфозы вампира
      • Чудовище
      • Что обещает ее лицо
      • Гимн
      • Глаза Берты
      • Фонтан
      • Pranciscae meae laudes
      • К портрету Оноре Домье
      • Lola de Valence
      • Тассо в темнице
      • Голос
      • Неожиданное
      • Выкуп
      • Жительнице Малабара
      • На дебют Амины Боскетти
      • Г-ну Эжену Фромантену
      • Веселый кабачок
      • СТИХОТВОРЕНИЯ
    • Маленькие поэмы в прозе
      • Вино и гашиш
        • I. Глава
        • II. Глава
        • III. Глава
        • I. Глава
        • II. Глава
        • III. Глава
        • IV. Глава
      • Поэма гашиша
        • I. ВЛЕЧЕНИЕ К БЕСКОН...
        • II. ЧТО ТАКОЕ ГАШИШ?
        • III. КИТАЙСКИЕ ТЕНИ
          • продолжение
        • IV. ЧЕЛОВЕК-БОГ
        • V. ВЫВОДЫ.
      • Опиоман
        • I. ОРАТОРСКИЕ ПРЕДОС...
        • II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ...
          • продолжение
        • II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ...
        • IV. ТЕРЗАНИЯ ОПИОМАНА
          • продолжение
        • V. ИСКУССТВЕННАЯ РАЗ...
        • VI. ГЕНИЙ-ДИТЯ
        • VII. ДЕТСКИЕ ГОРЕСТИ
        • VIII. ОКСФОРДСКИЕ ВИ...
          • продолжение
        • IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Теофиль Готье
    • Поэзия
      • Поэма женщины
      • Алмаз сердца
      • Кармен
      • Рождество
      • Мансарда
      • венецианский карнавал
      • На берегу моря
      • Дым
      • Первая улыбка весны
      • Тучка
      • Тоска на море
      • Игрушки мёртвой
      • Чайная роза
      • К розовому платью
      • Зимние фантазии
      • Цветок
      • Дворец воспоминаний
      • Симфония ярко-белого
      • Часы
      • Искусство
      • Подвески для сердец
      • Предисловье
      • Последняя мольба
      • Caerulei oculi
      • Камелия и Маргаритка
      • Хороший вечер
      • Загробное кокетство
      • Печальная голубка
      • Аполлония
      • Костры и могилы
  • Артюр Рембо
    • Собрание сочинений
      • Подарки сирот к Ново...
      • Первый вечер
      • Предчувствие
      • Кузнец
      • Солнце и плоть
      • Офелия
      • Бал повешенных
      • Возмездие Тартюфу
      • Венера Анадиомена
      • Ответы Нины
      • За музыкой
      • Завороженные
      • Роман
      • Вы, павшие в боях
      • Зло
      • Ярость кесаря
      • Зимняя мечта
      • Уснувший в ложбине
      • В Зеленом Кабаре
      • Плутовка
      • Блестящая победа у С...
      • Шкаф
      • Богема
      • Голова фавна
      • Сидящие
      • Таможенники
      • Вечерняя молитва
      • Парижская военная песня
      • Мои возлюбленные мал...
      • На корточках
      • Семилетние поэты
      • Бедняки в церкви
      • Украденное сердце
      • Парижская оргия, или...
      • Руки Жанн-Мари
      • Сестры милосердия
      • Искательницы вшей
      • Первые причастия
      • Праведник
      • Что говорят поэту о ...
      • Пьяный корабль
      • Гласные
      • Вороны
      • Воспоминание
      • Мишель и Кристина
      • Слеза
      • Черносмородинная река
      • Комедия жажды
      • Добрые мысли поутру
      • Празднества терпения
      • Юная чета
      • Брюссель
      • Праздник голода
      • Волк под деревом кричал
      • Позор
      • После Потопа
      • Детство
      • Сказка
      • Парад
      • Антика
      • Being Beauteous
      • Жизни
      • Отъезд
      • Королевское утро
      • К разуму
      • Утро опьянения
      • Фразы
      • Рабочие
      • Мосты
      • Город
      • Дорожные колеи
      • Города
      • Бродяги
      • Города
      • Бдения
      • Мистическое
      • Заря
      • Цветы
      • Вульгарный ноктюрн
      • Морской пейзаж
      • Зимнее празднество
      • Тревога
      • Метрополитен
      • От варваров
      • О Нежность!
      • Мыс
      • Сцены
      • Исторический вечер
      • Движение
      • Bottom
      • Чудовищность во всех...
      • Молитва
      • Демократия
      • Fairy
      • Война
      • Гений
      • Юность
      • Распродажа
      • Одно лето в аду
      • Ночь в аду
      • Бред I
      • Бред II
      • Песня самой высокой ...
      • Голод
      • Невозможное
      • Утро
      • Прощанье
  • Поль Верлен
    • "Сатурнические ...
      • Покорность
      • Никогда вовеки
      • Обет
      • Усталость
      • Сон, с которым я сро...
      • Женщине
      • Тоска
      • Парижские кроки
      • Марина
      • Ночной пейзаж
      • Grotesques
      • Закаты
      • Мистические сумерки
      • Сентиментальная прог...
      • Осенняя песня
      • Благословенный час
      • Соловей
      • Женщина и кошка
      • La chanson des ingenues
      • Важная дама
      • Господин Прюдом
      • Серенада
      • Георгин
      • В лесах
      • Цезарь Борджиа
    • Изысканные праздники
    • «Добрая песня»
    • «Романсы без слов»
  • Леконт де Лиль
    • Стихотворения
      • Явление божества
      • ПРИЗРАКИ
      • СЛОНЫ
      • К СОВРЕМЕННИКАМ
      • Возмездие
      • БАГРОВОЕ СВЕТИЛО
      • ЯГУАР
      • Джейн
      • НОСИЛКИ
      • СЛЕЗЫ МЕДВЕДЯ
      • ПОКАЗЧИКИ
      • К УМЕРШИМ
  • Теодор де Банвиль
  • Стефан Малларме
    • Стихотворения
      • Приветствие
      • Рок
      • Прозрение
      • Тщетная мольба
      • Наказанный паяц
      • Окна
      • Обуреваемой страстям...
      • Цветы
      • Весеннее обновление
      • Страх
      • Устав от горького бе...
      • Звонарь
      • Летняя печаль
      • Лазурь
      • Ветер с моря
      • Вздох
      • Милостыня
      • В дар от поэта
      • Святая
      • Послеполуденный отды...
      • Пожаром волосы взмет...
      • Надгробный тост
      • Проза
      • Веер госпожи Малларме
      • Еще веер дочери
      • В альбом
      • В память о бельгийск...
      • Сонет
      • Сонет
      • Рондо
      • ПЕСНИ УЛИЦЫ
      • Записка Уистлеру
      • Романсы
      • Когда сгустилась тьм...
      • Звенящий зимний день
      • В идоложертвенном ли...
      • Сонет
      • Надгробье Эдгара По
      • Надгробье Шарля Бодлера
      • Надгробье
      • Посвящение
      • Посвящение
      • За горизонт безвестн...
      • Унося в пространство...
      • Шелка, чей аромат мы...
      • В твою я повесть не ...
      • Тяжелых облаков серей
      • На имени Пафос я отл...
      • ИРОДИАДА
  • Альфред де Мюссе
  • Гостевая книга
  • Обратная связь
Форма входа
Поиск
Статистика

Copyright MyCorp © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz